Как Дворец спорта стал «Дворцом помощи»?

16 октября 2022
Дворец спорта имени Кожомкула Каба уулу, построенный в советское время, как один из крупнейших в Кыргызстане спортивных комплексов, уже долгие годы встречает посетителей тишиной и безлюдностью. Спортивные тренировки проводятся лишь в некоторых частях здания. А соревнования проходят реже, чем развлекательные мероприятия и торговые ярмарки, под которые сдают в аренду холл, концертный зал и другие помещения.

Однако обилие общественно-политических событий в Кыргызстане за последние годы изменило парадигму, формирующую восприятие этого места. Каков же новый образ Дворца спорта?

Тысячи волонтеров

«Жигиттер, келгиле!», — звонким голосом кричит парень у входа во Дворец спорта. Спешным шагом он обходит территорию возле здания, а после растворяется в толпе в огромном холле, продолжая созывать мужчин.

На часах 18:25, пятый день после таджикского вторжения на территорию Кыргызстана. На подъезде к зданию стоит очередная фура, готовая к погрузке гуманитарной помощи для жителей Баткенской области, собранной в течение дня. «Главное, чтобы потом не наклеили баннер, что это помощь от какого-нибудь политика», — переговариваются на улице волонтеры в ярко-зеленых, «тазалыковских» жилетах.
Погрузка гуманитарной помощи / Фото: Жоомарт Дуулатов, Kloop
Другие добровольцы сидят у входа в здание за компьютерами. Они регистрируют волонтеров и координируют горожан, которые приносят гуманитарную помощь. К вечеру объем их работы увеличивается — уставшим, но вежливым голосом они встречают школьников и студентов, которые приходят волонтерить после учебы.

За два дня в базу внесли более полутора тысячи человек — в предыдущие дни, по словам регистрирующих, людей было ещё больше, но внести в списки успевали не всех. Союзбек Надырбеков, замминистра культуры по делам молодежи, координирующий Штаб помощи, считает, что за все дни, однозначно, было более трех тысяч волонтеров.

Надырбеков рассказывает, что помимо погрузки и регистрации, есть ещё три основных блока Штаба — информирование населения, сбор и регистрация данных по гуманитарной помощи и ее расфасовка. Все они работают внутри здания.

«Плов, как символ гумпомощи»

Сквозь скрежет отрывания ленты скотча, раздающегося по всему первому этажу, пробиваются крики «алга!» и «нужны ещё коробки!».

Услышавшие их, бегут за коробками, которых так не хватало в первые дни сбора гуманитарной помощи, в южное крыло здания — теперь оно завалено картоном почти до самого потолка.

Весь первый этаж разбит на зоны: обувь, одежда, медикаменты, игрушки, вещи для детей, одеяла и другие. В северном крыле отдельно собирают и фасуют продукты питания.
Зоны сбора гумпомощи / Фото: Алексей Журавлев, Peshcom
Несколько волонтерок, ожидая новое поступление гумпомощи, разминают тело наклонами вперед, а потом подгибают уставшие от бесконечной ходьбы ноги. Присесть удается лишь во время перекусов, зачастую на огромные мешки с одеждой или обувью, похожие в этот момент на бинбэги.

Питание для волонтеров обеспечивают бишкекские кафе и неравнодушные горожане, приносящие десятки порций еды. «Волонтеры у нас не голодают, слава Богу. Тут очень много воды. [...] Мы едим очень много плова. Плов, как символ гумпомощи, дает нам мотивацию», — рассказывает координаторка волонтеров Айканыш, присев на бетонный бордюр во время нашего с ней разговора.

Несмотря на открытые настежь окна и двери, в помещении до сих пор невыносимо душно — добровольцы пытаются обмахивать себя и друг друга кусками картона, а на тех, кто регистрирует гумпомощь за компьютерами, направлены вентиляторы, принесенные сюда со всего города.
Волонтеры спасаются от жары с помощью картона / Фото: Жоомарт Дуулатов, Kloop
«Ребята волонтеры, на самом деле, очень гордые, очень патриотичные, потому что они по четыре дня, как я, ходят и спят здесь прямо на картонках или в подвале на диванах», — объясняет Айканыш и смеется, что видела свою кровать последний раз четыре дня назад.

* Штаб по сбору гумпомощи жителям Баткенской области во Дворце спорта закрылся 23 сентября, на 8 день после вторжения Таджикистана.
«Ребята волонтеры, на самом деле, очень гордые, очень патриотичные, потому что они по четыре дня, как я, ходят и спят здесь прямо на картонках или в подвале на диванах», — объясняет Айканыш и смеется, что видела свою кровать последний раз четыре дня назад.

* Штаб по сбору гумпомощи жителям Баткенской области во Дворце спорта закрылся 23 сентября, на 8 день после вторжения Таджикистана.

Почему именно Дворец спорта?

По мнению Союзбека Надырбекова, замминистра культуры, сбор гуманитарной помощи для жителей Баткенской области открывается уже второй год подряд во Дворце спорта из-за удобства здания и его принадлежности государству.

«Здесь есть офисы, большие склады, различные помещения — это удобно для работы. Дворец спорта мы всегда выбирали исходя из этого», — объясняет Надырбеков.
Северное крыло Дворца спорта / Фото: Алексей Журавлев, Peshcom
Координаторка волонтеров Айканыш предполагает, что сразу же после обострения ситуации на границе с Таджикистаном, люди стали собираться во Дворце спорта и привозить туда гумпомощь, потому что он расположен в центре города, и потому что горожане запомнили сбор в 2021 году.

«Дворец спорта находится в центре — людям легко сюда приезжать. Здесь есть черный вход, много больших площадок, где можно, например, поставить столы, стулья, легко разместиться. Очень много больших открытых дверей, не так много лестниц. Внутри есть открытое пространство, где можно складировать. Тут большие окна, все прозрачно и все можно увидеть», — говорит девушка.
Координация волонтеров, которые загружают гумпомощь в фуры / Фото: Жоомарт Дуулатов, Kloop

«Дворец помощи»

Сбор гуманитарной помощи для жителей Баткенской области и Чон-Алайского района Ошской области в сентябре 2022-го — не первый случай перепрофилирования здания Дворца спорта для помощи кыргызстанцам за последние годы.

В 2020 году, в разгар «черного» июля, мэрия открыла в здании Дворца спорта дневной стационар для больных коронавирусом на 150 мест. За месяц за помощью медиков, работающих там, обратились более двадцати тысяч пациентов.

Люди приходили в дневной стационар за уколами, капельницами, консультациями и другой помощью, которую тогда не могли получить в больницах и поликлиниках, забитых тяжелобольными.
Стационар во Дворце спорта в 2020 году / Фото: пресс-служба мэрии
В октябре 2020 во Дворце спорта открылся один из координационных центров добровольных народных дружин (ДНД), которые почти неделю патрулировали город, защищая его от мародерства и беспорядков. В здание приносили еду и необходимые медикаменты, а также собирали теплые вещи и жилетки для дружинников.

30 апреля 2021 года в здании открылся первый Штаб помощи жителям Баткенской области после вооруженного конфликта на границе с Таджикистаном. Тогда в работе штаба были задействованы около 300 волонтеров.

В этом году работа Штаба продлилась 8 дней. За это время из Дворца спорта в Баткенскую область и отправили несколько сотен тонн гуманитарной помощи.

«На каждых трагических событиях мы привыкаем к такому количеству людей [здесь]. В обычные же дни Дворец спорта безлюден. Но в любом случае — это здание для спорта, а какие бы ещё не были нужды — Дворец спорта действительно может служить "Дворцом помощи"», — говорит Союзбек Надырбеков.

Однако волонтерка Айканыш признается, что больше не видит связи здания со спортом: «Оно у меня больше ассоциируется с нашей молодежью, с тем, какая тут энергетика, сколько людей сюда приходит. Кыргызские орнаменты дают ещё больше мотивации и духа патриотизма. Хоть у многих Дворец спорта ещё и ассоциируется с концертами, для меня он теперь будет ассоциироваться с молодежным активизмом, с моей юностью».


Текст: Алексей Журавлев
Редактура: Рада Валентина кызы
Поддержите нашу деятельность,
сделав перечисление
для создания материалов.
Все подробности
здесь